Онлайн-курс на «Экзистенциальная психология: базовые данности», 72 часа — Сфера

Онлайн-курс на «Экзистенциальная психология: базовые данности», 72 часа


Подробная информация о событии

Это событие проходит с 22 Ноябрь 2023 до 13 Март 2024. Ближайшая дата: 22.11.2023 14:00


22 ноября

Онлайн (ZOOM)

Удостоверение на 72 часа

Идёт набор

Хмелева Наталья Львовна — магистр психологии (НИУ ВШЭ, Москва), нейропсихолог, логотерапевт, преподаватель психологии (МГУ им. М.В. ЛОМОНОСОВА, Москва, программа ДПО Логотерапия и экзистенциальный анализ (SL-МГППУ), Методист и преподаватель LogosTeam LogotherapieRU

Экзистенциальная психология — направление в психологии, которое исходит из уникальности жизни человека, неповторимости его опыта и индивидуальной истории, основное внимание уделяя вопросам времени, жизни и смерти; проблемам свободы, ответственности и выбора; уникальности общения, любви и одиночества; поиску смысла существования каждого человека и т.д.

Экзистенциальная психология связана с анализом ценностей человека и может помочь при любых ситуациях и жизненных затруднениях: справиться депрессиями, страхами, одиночеством, зависимостями, навязчивыми мыслями и действиями, опустошенностью и суицидальным поведением, горем, кризисами и неудачами, нерешительностью. Цель терапии —  максимально полноценное, насыщенное и осмысленное существование. Экзистенциальный подход — это, прежде всего, мировоззрение, отношение, способ мышления и чувствования. 


В свете мировых событий последнего времени, многие люди сталкиваются с экзистенциальным кризисом: разрушаются смыслы, на которые они опирались в жизни, нет понимания, как распоряжаться со своей жизнью и справляться со страхом смерти и тревогой неопределенности. 

Экзистенциальная психология помогает людям примиряться с основными принципами человеческого существования, так называемыми данностями. Существует 4 основные экзистенциальные данности:

  • Свобода и связанная с ней ответственность. У каждого есть свобода выбора. Любое решение имеет последствия независимо от того, насколько оно велико или мало. Чтобы расти, человек должен взять на себя ответственность, т.е. стать автором собственного выбора, действий и жизни. Тем не менее многие люди стремятся к свободе, пытаясь избежать ответственности.
  • Смерть. Смерть – одна из абсолютных истин жизни. Каждый умрет в тот или иной момент.
  • Одиночество. С одной стороны, человек – социальное существо, желающее постоянного контакта с окружающими, с другой – он абсолютно одинок, поскольку не может рассчитывать на 100% понимание и принятия его индивидуального опыта другими людьми.
  • Бессмысленность. Смысла жизни нет. Это означает, что не существует никакого заранее определенного значения. Смысл жизни у всех разный, и каждый человек должен сам найти это значение посредством собственного выбора и действий.

При всей реальности внешнего мира, еще более реален наш психический мир, отраженный в нашей субъективности, то есть в том, какими мы видим себя, Другого и весь Мир вокруг. Кто Я, строящий свою жизнь, как и для чего Я стал именно таким – вопрос, на который помогает ответить клиенту психолог, работая в парадигме экзистенциального анализа.

Уникальность курса: 

Единственный курс в нашем городе, неповторимая программа составленная практикующими психологами.

Преимущества курса: 

  • Уникальная, авторская программа составленная практикующим психологом.
  • Индивидуальный подход к каждому участнику программы – большое внимание уделяется личностным особенностям начинающих терапевтов и обретению своей профессиональной идентичности. 
  • Дополнительные инструменты для работы в ЭП – программа включает ознакомление слушателей с парадигмами смежных подходов (феноменологический подход, дизайн-анализ), что значительно расширяет инструментарий терапевта и позволяет глубже понять суть экзистенциальной психологии.
  • Задачами курса ставится повышение способности психолога  проводить личный глубинный анализ и формированию мета-позиции как уникальной человеческой возможности самосознания. Соприкасаясь с идеями и концепциями экзистенциальных школ, на практике собственной проработки участники смогут лучше отвечать на три вопроса, которые важны для любого психолога в любом направлении: Кто Я как человек и психолог, кто сидит передо мной как мой клиент и что за процесс разворачивается между нами.
  • Курс состоит из лекционного материала и практических занятий в виде выполнения упражнений и группового обсуждения экзистенциальных тем. 

Этот курс вам  подходит если:

  • Хотите выработать собственную устойчивость в темах о смерти, одиночестве, отсутствии смысла жизни и пр.,
  • Сложно выдерживать контакт и в длительной работе с клиентом,
  • Сложно оставаться в нейтральной позиции по отношению к ситуации клиента,
  • Хотите выйти на новый уровень глубины и качества работы,
  • Хотите узнать метод, который работает не на уровне симптома, а на уровне идентичности клиента, что позволяет добиваться более устойчивых и длительных результатов,
  • Хотите расширить собственный набор инструментов и техник,
  • Хотите расширить список запросов с которыми вы сможете работать,

Курс будет полезен:

Широкому кругу специалистов: психологам, психотерапевтам, медицинским работникам, специалистам помогающих профессий, студентам старших курсов психологических факультетов. 

 Программа будет полезна всем, кто находится в поиске своего мировоззрения, системы ценностей и внутренних опор, чтобы чувствовать себя в большей гармонии с собой, стать «настоящим» и «живым», кто хочет сформировать новый цельный взгляд на себя и свою жизнь

Программа:

Модуль 1. Жизнь как предмет исследования в экзистенциальной психологии

Тема 1.1. Проблематика экзистенциальной психологии

Экзистенциальный подход как мировоззрение, отношение, способ мышления и чувствования. 

Человек как активный свободный субъект, способный выстраивать свою жизнь и направленный на реализацию своего потенциала и возможностей. Идеи А. Маслоу, К. Роджерса. 

Экзистенциальная психология как динамическая теория и практика. Феноменологическое понимание психотерапевтом жизненной ситуации и внутреннего мира человека. Нефеноменологическое объектное, оценочное, рациональное, аналитическое понимание.

Основные категории существования: свобода, изоляция, бессмысленность, конечность существования. 

Основные экзистенциалы: бытие-в-мире, бытие-с-другими, понимание, расположенность, забота, телесность, временность, открытость, настроенность, брошенность, забота, страх, вина, совесть.

Тема 1.2. Жизнь и смерть. Тревога и мужество. 

Подходы Р. Мэя, И. Ялома, Дж. Бьюдженталя

«Малая» и «большая» смерть. Исполненность жизни как противостояние смерти. Осознание ценности жизни. Столкновение со смертью как толчок к личностным изменениям.

Тревога смерти в понимании Р. Мэя как экзистенциальная вина из-за непрожитой жизни. Смысл тревоги. Концепция «нормальной» тревоги. 

И. Ялом: четыре «данности существования». Гарантированность смерти; свобода как потенциальная возможность делать с собственной жизнью что угодно; абсолютное одиночество человека в мире; отсутствие в жизни готового смысла. 

Дж. Бьюдженталь: осознание факта «мы живые». Процесс становления человека как путешествие к своему внутреннему центру бытия. Составляющие процесса психотерапии. Взаимодействие поиска и сопротивления. Шесть модальностей психотерапевтических целей. Осознание аутентичности и проживание жизни как аутентичной. 

Тема 1.3. Фундаментальные мотивации человека: подход А. Лэнгле

Мотивация человека как последовательный поиск своей жизни и себя в ней. Мотивация как результат диалогической конфронтации с данностями экзистенции. 

Фундаментальные экзистенциальные мотивации. Процесс решения экзистенциальных задач: могу ли я быть в этом мире; нравится ли мне быть в этом мире. Принять и выдержать бытие как первая фундаментальная мотивация. Необходимость обретения собственной самоценности. Мотивация к персональной аутентичности и справедливости. Мотивация к экзистенциальному смыслу и созданию того, что имеет ценность. Предпосылки успешной реализации фундаментальных мотиваций.

 

Модуль 2. Смысл и бессмысленность

Тема 2.1. Постановка проблемы смысла жизни в экзистенциальном подходе 

Проблема смыслоутраты и обретения смысла. Стремление к смыслу как природа человека. Проявления смыслоутраты, переживание человеком экзистенциальной фрустрации и экзистенциального вакуума. Кризисы смысла жизни. Пути и способы обретения смысла жизни.

Тема 2.2. Человек в поисках смысла в логотерапии В. Франкла

Основа логотерапевтического представления о человеке – свобода воли. Потенциальность свободы воли для каждого человека. Детерминизм и пандетерминизм. Индетерминизм. Непредопределенность человеческой жизни. 

Свобода воли как базовая свобода каждого в поиске собственного смысла. Мощь человеческого духа. Строптивость духа как инструмент выживания в любой ситуации. Уникальность каждого: «таких людей больше не будет». Субъективный и меняющийся смысл. Открытие смысла как достижение. Счастье – побочный продукт смысла. Судьба как соматическая и психическая «обусловленность». Духовная «безусловность» человека. Совесть как орган смысла.

Трехмерная сущность человека. Соматическое, психическое и ноэтическое измерения. Духовная независимость. Экзистенциальные обстоятельства. Основные свойства личности (по Франклу). Неделимость, неслагаемость, духовность, экзистенциальность, динамичность. 

Внутренние опоры нашей жизни: ценности. Ценности творчества, переживания и установки. Свобода «от» и свобода «для». Свобода выбора и возможности выбора. Свобода и ответственность. Свобода и вина. Самотрансценденция как способность человека выходить за пределы собственного существования, быть направленным на мир, на другого. Самодистанцирование как способность занимать определенную позицию по отношению к самому себе, по отношению к окружающему его миру, жизненным обстоятельствам.

 

Модуль 3. Свобода и одиночество

Тема 3.1. Свобода и детерминированность: подходы И. Ялома, С. Мадди.

Свобода как важнейший атрибут существования человека. Свобода / детерминированность. Свобода / зависимость. Теория самодетерминации Дэси и Райана. Свобода трансцендирования, возможность выхода за пределы своего эмпирического Я, свобода выбора. Развитие ответственности.

И. Ялом: свобода как потенциальная возможность делать с собственной жизнью что угодно; абсолютное одиночество человека в мире. Психодинамический конфликт человека с экзистенциальными данностями бытия. Основные механизмы защиты людей от изоляции, от свободы.

Проблемы выбора, ответственности и экзистенциальной вины. Теория экзистенциального выбора С. Мадди. Работа с выбором и ответственностью. Позитивная и негативная жизненная философия. Понятие жизнестойкости. Экзистенциальные выборы и  жизненные смыслы. Выбор в пользу прошлого или выбор в пользу будущего.

Тема 3.2. Одиночество, изоляция, уединение

Одиночество как острое чувство переживания человеком своей оторванности от мира людей и своего окружения. Экзистенциальная изоляция. Страх одиночества. 

Жизнь человека в мире людей. Близкие отношения. Позитивные последствия: чувство защищенности, поддержка самоуважения. Негативные последствия как проблема зависимости или созависимости.

Антипсихиатрия Р. Лэнга. Вопросы одиночества, утраты смысла жизни, нравственного конформизма в контексте идей и представлений экзистенциальной феноменологии. Выделение абсурдной логики развития «несчастного сознания». Тип «несчастного сознания»: шизоидная личность. Общество как условие несвободы человека. Жизненное назначение индивида как выращивание собственной подлинности. Три основные формы тревоги: «поглощение» (engulfment), «прорыв» (implosion), «окаменение» (petrification). «Воплощенное Я». Четыре сферы взаимоотношений клиента по Э. Спинелли (фокусировка на «Я», «Ты (вы)», «Мы», «Они»). Эмми ван Дорцен и модель четырех миров. Тревога как триггер для принятия мер.

 

Модуль 4. Опыт экзистенции

Тема 4.1. Психология жизнетворчества Д.А. Леонтьева и другие российские практикоориентированные подходы экзистенциального направления.

Концепция жизнестойкости. Экзистенциальные представления об онтологической тревоге и способах совладания с ней. Жизнестойкость как определенная жизненная позиция человека. Вовлеченность, контроль и принятие риска. Субъективный опыт существенных положительных изменений человека. Аспект отношений, усиление личностных ресурсов, усиление навыков преодоления сложных жизненных ситуаций. Экзистенциальный расчет. Множественная цена выбора. Субъективное качество выбора. Готовность к выбору и личностная включенность в процесс. Личностный потенциал человека. 

Тема 4.2. Экзистенциальная идентичность. Жизнь как пространство и путь

Идентичность как чувство личной тождественности. Личностная и социальная идентичность. Экзистенциальная идентичность. Аутентичность. Уровни личностной зрелости. 

Развитие человека и его жизненный путь как процесс постоянного становления через осуществляемые выборы, самоопределение, подтверждение своего бытия. Процесс личностного развития. Жизненный опыт. Вовлеченность в жизнь. 

Тема 4.3. Формирование экзистенциального терапевта

Экзистенциальный терапевт как уникальный специалист. Развитие осознанности и осмысленности. Постановка профессиональных задач. Проблемы экзистенциального консультирования. Профилактика навязывания ценностей клиенту. Осознание ценностей. Баланс личностного и профессионального. Интеграция личностного и профессионального. Проживание экзистенциальных кризисов.

Тема 4.4. Экзистенциальный подход к практике психологической работы

Экзистенциальная терапия как развитие способности к диалогу с внешним миром. Развитие способности к внутреннему диалогу. Углубление отношения клиента к самому себе.

Особенности отношений терапевт-клиент в экзистенциальной терапии: присутствие, аутентичность (подлинность), преданность. Принцип «здесь-и-сейчас». Терапевтический диалог. Исследование связей между повседневным опытом человека и базовыми экзистенциалами. Консультирование как инструмент обогащения жизни клиента, усиление его способности к реализации собственного потенциала в современном мире. Осознавание существования во всей его полноте.

Итоговая аттестация проводится в форме защиты доклада. В процессе защиты доклада слушатель должен продемонстрировать полученные в ходе всей образовательной программы «Экзистенциальная психология: базовые данности» теоретические знания в сфере экзистенциальной психологии, практические навыки.

 

Удобный онлайн формат

  • Вы можете обучаться из любого уголка планеты, без отрыва от работы. Для легкого обучения достаточно иметь любой гаджет и устойчивый интернет. 
  • У вас будет индивидуальный доступ к записям обучения в течении 6 месяцев!

План проведения: 

72 часа (22.11- 13.10) 

по средам с 14:00-17:00 мск (18:00-21:00 нск)

  • 1й модуль: 22.11, 29.11, 6.12, 13.12
  • 2й модуль:  20.12, 27.12, 10.01, 17.01
  • 3й модуль: 24.01, 31.01, 7.02, 14.02
  • 4й модуль:  21.02, 28.02, 6.03, 13.03    

Стоимость:

Стоимость модуля 10000р, 

при предоплате 15 октября  — 8000р,

дополнительная скидка для студентов сферы 1000р за модуль

Документ:

По окончании вы получаете удостоверение о повышении квалификации, установленного образца!

Программа поддерживается накопительным сертификатом ОППЛ

Запишитесь на обучение уже сегодня!
Оставьте ваши контакты и мы свяжемся с вами.

    Отправляя сообщение, я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с положением о защите персональных данных данного сайта

    Организатор

    xsNlQ8VP_OA
    ТЕЛЕФОН :
    +7 951 385 62 20

    Запись на обучение

    Ошибка: Контактная форма не найдена.

    Запись на обучение

      Отправляя сообщение, я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с положением о защите персональных данных данного сайта

      Запись на обучение

        Отправляя сообщение, я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с положением о защите персональных данных данного сайта

        Запись на обучение

          Отправляя сообщение, я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с положением о защите персональных данных данного сайта