Хмелева Наталья Львовна
Психолог, нейропсихолог, логотерапевт. Частная практика.
Образование:
психолог, преподаватель психологии (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва); магистр психологии (НИУ ВШЭ, Москва); программа ДПО «Логотерапия и экзистенциальный анализ» (SIL-МГППУ).
Работала в дошкольных образовательных учреждениях, Центре психологической помощи.
Разработала и вела групповые развивающие занятия с детьми дошкольного возраста, группы общения для подростков.
Преподаватель высшей школы с 1995 года.
Разработчик учебных программ по возрастной психологии, детской практической психологии, нейропсихологии детского возраста, психодиагностике развития ребенка, специальной психологии и педагогике.
Профессиональные интересы:
становление человека, взрослость и инфантилизм, сепарация и совместность, развитие детско-родительских отношений, развитие ребенка, обучение в высшем образовании.
Ведущая онлайн-курса «Основы логотерапии»
Мировоззрение преподавателя:
В моей работе – с клиентами и со студентами – я опираюсь на мое ощущение, что каждый человек – живой. Это значит: может быть уязвимым, слабым, переменчивым. Может показывать чудеса роста и трансформации. Может выразить свое отношение и сделать свой выбор.
Моя задача – быть рядом с человеком, сопровождать его на том отрезке пути, когда мы идем вместе. Моя задача – размышлять вместе, наблюдать вместе, обсуждать, чувствовать и ощущать, обмениваться впечатлениями и идеями, фокусировать пристальное внимание, пробовать на вкус. Моя задача – быть в диалоге, при необходимости подбадривать, вдохновлять, заинтересовывать. И смотреть в перспективу: куда и зачем мы идем. Помнить про безопасность. Самое сложное для меня – отсутствие гарантий. С другой стороны, неопределенность оборачивается возможностями.
Почему логотерапия? Потому что она «поднимает» человека, направляет его взор на «лучшее» – на его дух. Опора на духовное в человеке, нацеленность на обнаружение смысла, понимание собственных ценностей помогают делать выбор в трудные минуты жизни. А трудные минуты есть в каждой жизни. Я верю, что применяя основы логотерапии, каждый может сделать свою жизнь более осознанной, осмысленной, исполненной.
Основные научные публикации:
(в соавт.) International Educational Surveys: The Review of School Assessment Surveys // Journal of Siberian Federal University. Series: Humanities & Social Sciences. 2016. Vol. 9. No. 2. P. 491-499.
(в соавт.) Инфантилизм: теоретический конструкт и операционализация // Образование и наука. 2016. № 2. С. 89-105.
(в соавт.) Обзор международных образовательных проектов в области послешкольного образования // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 4. С. 194-204.
(в соавт.) Результаты обучения в высшем образовании на национальном уровне на примере проекта «Оценка результатов обучения в высшем образовании» (CLA) // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 2. С. 16-23.
(в соавт.) Тенденции инфантилизма на примере данных программы международной оценки компетенций взрослых (PIAAC): опыт России // В кн.: Горизонты зрелости. Сборник тезисов Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. / Сост.: Л. Ф. Обухова. М. : ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 492-496.